Простой вопрос о религиозных преступлениях и налогах привел к весьма непростым размышлениям. Видимо, непривычно активный мозгоштурм и породил недельную температуру, ну да это малый оффтоп, почему так долго отсутствовал. Как по мне, самое тяжелое сделано, и с вопросами и нестыковками по этой части лучше прямо сейчас, пока это на стадии черновика и свежо в голове. Вторая часть планируется как иерархия религиозной сферы, и третья, скорее всего, будет о законах.
И да, помощь с графикой приветствуется.

Часть 1. Общий обзор

В Фатарии нейтральное многобожье, разделенное на несколько пантеонов и включающее немало конфессий. Нейтральность в данном случае означает правомерность существования конфессий, но вовсе не их равноправие.
В целом, выделяются три пантеона: Единый, Местный и Срединный. Это исключительно мирское деление, ибо сами высшие силы о своей классификации не отчитывались, а если и упоминали взаимосвязи, то выходила у каждого своя правда, так что и пришлось смертным брать дело в свои руки.

Единый
Единый (или разг. «общепринятый») пантеон - боги, поклонение коим (будь то одобренное или запрещенное) распространено по всему королевству, при этом одобренная составляющая сводится к официальной всеместной религии Фатарии - Вирхвету. К Единому пантеону причисляются боги, чья воля, сила и влияние упоминаниями и фактами нисходят к истокам мира. По сущности своей силы они выделены в три ветви:
• Светлые боги - светлая сила, характеризуемая созиданием, защитой, очищением, благословением; священный символ - светлый крест (равносторонний).
• Темные боги - темная сила, характеризуемая разрушением, нападением, осквернением, проклинанием; священный символ - темный пятиконечник (одним углом вверх).
• Серые боги - нейтральная сила, характеризуемая непрямым влиянием на течение жизни, как правило, через выбор, испытания, советы; священный символ - серая осемь (вертикальная). // Акал, скорее всего, будет перемещен из данной ветви.
Стоит сразу отметить три момента:
1. Мощь богов Единого пантеона практически не зависит от количества последователей и качества поклонения. Отношение мирян в основе своей влияет лишь на мотивацию и настроение богов, не более, но в то же время создает атмосферу для той или иной исконной силы, которой и оперируют боги. Простой пример-сравнение: мастер воды не перестанет быть мастером, оказавшись в пустыне, но в отсутствие внешней точки опоры ему придется оперировать лишь внутренним резервом или проводить сложные действия по выводу и без того дефицитной влаги из воздуха.
Однако возникает правомерный вопрос: какой смысл запрещать поклонение темным богам, если это никак не влияет на их мощь, и они в любой момент могут явиться и выразить свое крайнее неудовольствие данным запретом? Как водится, все не так просто. Во-первых, темные боги не нуждаются в чьем-либо одобрении; наоборот, совращение, осквернение, разрушение - часть их сути, их удовольствие, поэтому в данном аспекте запрет идет им больше на пользу, нежели во вред. Во-вторых, с явлением и показательным выступлением имеются определенные сложности: частично это из-за ограничения, наложенного выигравшей стороной в божественной войне (детализировать кое, однако, не будем); частично из-за характеристик самих богов. Так, пока Вира вдохновляет массовые распри, Анем находит их безвкусицей и почитает сам культ отнятия жизни, а там, где Тейару достаточно собственной воли, Ильга вынуждена действовать через желания мирян. К счастью для благополучия мира, Тейар пребывает в кусочном состоянии, а Вира и вовсе заперта в Изнанке. Впрочем, у Светлой ветви пантеона тоже свои лишения и ограничения. В-третьих, как было сказано в начале пункта, отсутствие благодатной атмосферы все же имеет значение. Темный бог может явиться в истинно-светлый храм и распространить там скверну, другой вопрос - в каком состоянии он его покинет. Поэтому, да, запрет на почитание темных культов имеет смысл.
2. Боги не проводят регулярные аудиенции с мирянами, поэтому для большинства их существование - просто факт мироустройства, как существование, скажем, мантикор, кои где-то есть, но встречались с ними немногие. Непреложный, однако, факт. Тут, в свою очередь, тоже несколько моментов:
• Атеизм в контексте мира означает отрицание влияния богов и отказ преклонения перед ними. На территории Объединенного королевства атеизм приравнивается к еретическому свободомыслию и преследуется законом вплоть до смертного приговора. Непризнание же Темной ветви не карается, но и не поощряется. Происходит это из того, что темная сила отнюдь не однозначно отрицательна, равно как определенная составляющая ее мирского наследия бытует на вполне законных основаниях. Другое дело, что темные боги мстительны, злопамятны и скоры на расправу, оттого защита мирского законодательства им вовсе ни к чему, и пусть с масштабными явлениями у них трудности, зато локально окоротить языки, уничижающие их значимость, они вполне в состоянии, а потому сам Сет велит не будить лихо.
• Распространены якобы божьи ставленники, несущие своим словом их волю, так называемые лжесвятословы. Они также преследуются законом и, как правило, приговариваются к публичной казни. Жесткость меры наказания происходит из того, что Святослов - это титул и весьма почетный, даруемый тем, кто был освящен божьей милостью. Причем зачастую отнюдь не высшие чины религиозного служения, однако в отсутствие свидетелей и свидетельств доказать оное крайне сложно, зато просто имитировать, оттого лжеставленники, как правило, появляются и успешно верховодят в мелких поселениях, где некому и нечему их изобличить.
• Пусть и редкое, явление богов, однако, бытует. Самое яркое тому подтверждение - соответствующая атмосфера в некоторых монастырях, храмах и даже суверенных алтарях. В истории был период, когда после благословения Ванесой одного из храмов началось массовое их строительство, кое в итоге пришлось взять под жесткий контроль, а часть зданий - даже разрушить.
3. Противоборство света с тьмой - суждение исключительно мирских теологов. Они часть целого и не могут существовать друг без друга, равно как повелевать друг другом. Мироустройство не столько в равновесии, сколько в гармонии всех его составляющих, и лишь когда одна из них значительно преобладает над сущим, тогда активно вмешиваются прочие. В иное время они бытуют по своему усмотрению, кое вовсе не обязательно посвящено высшему предназначению. Например, участие Ванесы в народных гуляниях на День музыки - не такой уж миф. К слову, здесь же стоит отметить, что так называемая божественная аура - отнюдь не неизменный атрибут богов, они вполне способны ее скрывать, но даже так, воздействовать на них крайне сложно (например, запись Ока со столичного магического турнира 1643 года была абсолютно бела в секции противостояния с заарами, где многим запомнился неизвестный златокудрый юноша).

Местный
К Местному пантеону причисляются боги, божества и духи, что свято чтятся у определенного народа, как то: Гахтор у гномов, Гебэ и Лаирия у фиаллэ, Эвелиндевелель у эльфов, Хара Моос у гоблинов, иное. Долгое время поддерживалось суждение, что местные боги - те же единые боги в ином обличье, однако с откровением Энвенэль своему подопечному обнародовалась информация, что это совершенно обособленная сила, порожденная и поддерживаемая поклонением верующих. Оттого хоть данные боги признаются религией Фатарии, однако пропаганда поклонения им запрещена за пределами территорий этих народов, и они сами не должны возвеличивать свое почтение над богами Единого пантеона. Нынешней историей усердно заминается связанный с этим факт нескольких весьма кровопролитных дрязг, и в частности гномы едва не покинули Мирный союз, но по конечному итогу все вынуждены были подчиниться указам единовластия.
Правила поклонения местным богам курируются самими народами, однако не должны пересекать единые законы. Например, в любом виде запрещены кровавые культы и оргии. И должно ли говорить, что таковое поклонение, питающее иную силу, бдительно отслеживается.
Характеристики местных богов весьма неоднозначны:
• заметок об их физическом воплощении в новое, мирное, время нет, есть лишь пространные описания далеких предков, и лучше всего охарактеризовать их бестелесными духами с давящей аурой;
• не отмечены и их явления за пределами своих храмов и алтарей, то есть мест наибольшей концентрации почитания, воплощением коего они являются;
• их мощь и сфера влияния зависят от количества последователей, качества и направления поклонения;
• они отнюдь не всеведающие - их знания, опыт и осведомленность зиждутся на знаниях, опыте и осведомленности их последователей, копимые со дня воплощения.
Стоит отдельно отметить, что их сила именно во влиянии, но не созидании или разрушении, то есть в своем воздействии они ближе к Серой ветви Единого пантеона. Но хоть они не могут по щелчку пальцев отнимать или даровать жизнь, они вполне способны в любую из сторон повлиять на физические, умственные и эмоциональные качества. Единственное условие - всегда есть плата, зависящая от потребности обратившегося и настроя бога, и далеко не всегда запрос последнего подчинен законам королевства.

Срединный
По сути своей, Срединный пантеон - скопление высших сил, что четко не отнести к двум другим пантеонам. В основном, это всеместные божества, почитаемые порождением Единых богов (например, Гарганта, божество времени, порождение Марисы), и духи, возможностями стоящие на грани божеств (например, Курноус, дух земли, Царь лесов), а также Покровители. Многие относят сюда и Элементалей (духи природы, что дают силу Заклинателям), однако официально это не подтверждено, поскольку свои возможности они направляют на благо лишь одного мирянина, своего партнера, и лишь его интересы преследуют.
Ввиду разномастности Срединного пантеона сложно обобщать его характеристики, и все же:
• как и Единый, не зависит от своих последователей, однако те или иные условия явления и оперирования силой есть;
• почитание Срединного пантеона не навязывается, однако он уважаем религиозным обществом и защищаем законом.